Концепция
Выпуск №2
  • <
  • 7 
  • 6 
  • 5 
  • 4 
  • 3 
  • 2 
  • 1 
  • >

Этикет в общественных местах

 

 

Этикет в общественных местах

 

Кафе, ресторан

Условившись о встрече с женщиной в кафе или ресторане, мужчина обязан быть на месте несколько раньше, чтобы успеть найти свободный столик, что иногда занимает определенное время. Если случается (в порядке исключения), что женщине приходится одной ждать пригласившего ее мужчину, не нужно из этого делать трагедии. Мужчина обязан извиниться и объяснить причины своего опоздания, женщина же - великодушно простить и не портить себе и спутнику вечер своим «кислым» видом.

Если в ресторане намерены встретиться несколько человек, то пришедшие вовремя ожидают опаздывающих около 20 минут, после чего не связывают себя обязательствами в их отношении.

Некоторые молодые девушки или женщины предпочитают уславливаться о встречах на улице, не желая в одиночку входить в кафе или ресторан. Если мужчина на это согласился, он тем более обязан прийти вовремя.

В помещение ресторана, кафе первой входит женщина. Входя в помещение ресторана или кафе, джентльмен снимает головной убор; выходя, надевает его только в дверях.

Перед залом кафе или ресторана обычно располагается гардероб. Когда мужчина приходит в ресторан или кафе с женщиной, он должен прежде всего помочь ей снять пальто и только после этого раздеться сам. Номерок за сданные в гардероб вещи он оставляет у себя. В отдельных странах женщинам (но только им!) разрешается сидеть в кафе в плащах. Тогда уж, садясь, не приподнимайте его; боитесь измять - оставьте на вешалке. В ресторанах всегда верхнюю одежду оставляют в гардеробе. Выходя из ресторана, мужчина сам подает своей спутнице пальто, не оставляя эту функцию гардеробщику.

У зеркала в гардеробе можно поправить прическу, но причесываться, подкрашиваться, завязывать галстук, подтягивать чулки можно только в туалете (о местонахождении туалета спрашивает каждый самостоятельно).

В гардеробе оставляют покупки, пакеты; желательно, чтобы мужчина оставил портфель.

После того как женщина приведет свою внешность в порядок, мужчина вводит ее в зал, пропуская в дверях, но затем идет вперед, чтобы выбрать место. В ресторанах вошедших встречает официант или администратор (метрдотель). Тогда мужчина снова пропускает женщину вперед - вслед за служащим ресторана.

За столиком наиболее удобным считается место у стены, т.е. лицом к залу. Если вы сидите в центре зала, почетное место для дамы - лицом к входу.

В случаях, когда свободных столиков не остается и приходится выбирать варианты отдельных мест за уже занятыми столиками, лучше всего обратиться за помощью к официанту. Можно, конечно, найти место и самому, предварительно вежливо осведомившись: «Вы позволите здесь сесть?» Иногда в ответ можно услышать: «Занято», «Мы ждем друга». Настаивать ни в коем случае не следует.

Присаживаться к знакомому, сидящему в кафе в обществе незнакомого вам человека, вполне допустимо. В ресторанах это не принято. Исключительный случай - если сидящие знакомые нас просят об этом.

Проходящих мимо стола знакомых, даже женщин, приветствуют не вставая. Но невежливо не встать, если вы обращаетесь к проходящему или он обращается к вам. Если ваш знакомый остановился, чтобы перекинуться всего несколькими словами с вами, представлять его не нужно. Подошедший легким наклоном головы здоровается с сидящими за столом, которые отвечают ему тем же. Такие разговоры должны быть краткими. Если же беседа затягивается, то более правильным будет пригласить знакомого к своему столу или, извинившись перед своими спутниками, отойти для продолжения разговора к его столу.

Если вы приглашаете знакомого присоединиться к компании, следует представить его всем сидящим за столом. Подошедший, которого представляют - независимо от того мужчина это или женщина, - стоит. Мужчины, с которыми вы знакомите подошедшего мужчину, встают из-за стола, женщины при этом остаются сидеть. Когда же подходит женщина, то встают все - и джентльмены, и дамы (подробнее о представлении см. Знакомство).

Приводим несколько замечаний, относящихся к специфическим условиям кафе и ресторана.

Чашку следует держать за ушко, не продевая через него указательный палец и не отставляя мизинца. Чайная или кофейная ложечка служит только для размешивания сахара, после чего ее нужно положить на блюдце, а если оно очень глубокое, опереть о его край. Не следует помогать себе ложечкой даже при первых глотках кофе или чая. Если горячо - терпеливо подождите пока остынет, не следует дуть в чашку или стакан. Блюдце не берем в руки, поднять можно только чашку или стакан. Кофейную гущу оставляем в чашке.

Ломтик лимона, находящийся в стакане, можно осторожно выдавить ложечкой, потом положить на тарелку, но лучше оставить в стакане. Присутствие лимона в стакане никаким образом не дает вам права на прихлебывание (хотя ломтик лимона иногда к этому и очень располагает). Лимон из чая съедать не следует.

Если чайная заварка подается в мешочках, то, получив желаемый результат, мешочек выньте и положите на блюдечко (не в пепельницу).

Иногда очень приятно выпить напиток через соломинку, но в таких случаях не следует высасывать его до последней капли, так как пронзительное бульканье внесет некоторый диссонанс в общую беседу.

В тех приятных случаях, когда мы пьем чай или кофе с пирожным, особенно если последнее с кремом, нужно следить за тем, чтобы не оставлять жирных следов на краю стакана. Лучше всего есть пирожное так, чтобы не пачкать при этом губы кремом, что вполне достижимо. Но если этого не получается, можно всякий раз перед тем, как сделать глоток чая или кофе, протереть губы салфеткой (раньше проглотить кусочек, а потом запить). Бисквитное пирожное едят ложечкой. Сухое пирожное лучше взять в руку, так как под ложечкой оно может разлететься по столу. Бумажную салфетку после употребления оставляйте на тарелочке, а не в пепельнице.

Сигареты гасят только в пепельнице, никогда - на тарелке или блюдце.

В случаях, когда в ресторане предусмотрена одна карточка-меню на столик, мужчина предлагает се женщине, которая, в свою очередь, может предложить спутнику прочесть вслух ее содержание. В большой компании кто-нибудь один читает вслух названия блюд.

Приглашенным на ужин или обед лучше не выбирать самых дорогих блюд. Количество заказываемой еды не должно быть таким, будто это последний ужин в жизни. Плохо выглядит и другая крайность: принимая приглашение на обед или ужин, предполагается само собой, что у пригласившего есть необходимая сумма.

В случае общего обеда или ужина в ресторане заранее должно быть совершенно очевидно, кто и как рассчитывается: каждый участник за себя, за семью, за несколько человек или одно лицо, инициатор мероприятия, - угощает. Иначе может возникнуть неловкая ситуация, при которой все полагают, что их пригласили, а потом окажется, что каждый платит за себя.

Лицо, официально выступившее с приглашением в ресторан, может самостоятельно, без учета пожеланий приглашенных составить меню, например пригласить «на форель». В этом случае без дополнительных обсуждений он заказывает для всех одно и то же.

Не стоит стыдиться обращения к официанту с просьбой объяснить, что кроется под названием того или иного блюда, наоборот, подобное любопытство вполне естественно. Есть люди, которые, смущаясь своего незнания, на всякий случай заказывают по кругу гуляш и шницель, а ведь за незнакомым названием может скрываться нечто новое, интересное и вкусное. Названий блюд много, и мы не обязаны знать их все. Более того, некоторые названия придуманы и известны только в данном конкретном ресторане.

В ресторанах на столах около приборов обычно находятся полотняные салфетки. Их следует развернуть и поместить на коленях. Сохранить такую салфетку на коленях подчас бывает довольно трудно: она соскальзывает, особенно с женского шелкового платья. Но этикет ресторана требует, чтобы дама нашла способ удержать на коленях эту непослушную вещь. Если салфетка все-таки соскальзывает с коленей дамы, мужчина не наклоняется для того, чтобы ее поднять. В подобной ситуации вежливость требует невнимания. Женщина старается незаметно поднять упавшую с ее коленей салфетку. Уходя, салфетку нужно оставить на столе, не складывая ее.

Как дополнение к основному блюду часто подают соус и овощи. Иногда их приносят в отдельной посуде, в этом случае их следует класть понемногу на собственную тарелку. Салаты из огурцов, помидоров не нужно перекладывать, их едят одновременно с мясом из поданной тарелки. Тушеное мясо или грибы следует есть прямо из горшочка, находящаяся под ним тарелка - просто подставка.

Когда можно закурить? Первый, подходящий для этого момент, представляется сразу после сделанного заказа - в ожидании его выполнения. Зато во время ужина лучше не курить, особенно тогда, когда ваша спутница ест.

Рассчитываясь, посмотрите на счет (кстати, его можно проверить) и положите нужную сумму на тарелочку, на которой он был подан. Если мужчина рассчитывается и за женщину, последняя никак не вмешивается и не комментирует его переговоров с официантом. Ни в коем случае нельзя требовать счет в момент, когда партнерша или партнер еще едят, это невежливо по отношению к ним.

Если женщина не была специально приглашена на ужин или обед, а встретила знакомого уже в кафе, она может платить за себя. И дискуссия на эту тему не должна проходить в присутствии официанта. Расчет в подобных случаях выглядит так: когда подходит официант, женщина напоминает ему заказанные ею блюда и получает свой счет, партнер - свой. Мужчина может взять на себя оплату стоимости вина.

Кто первым предлагает покинуть ресторан? Тот, кто был инициатором встречи. Если столик заказан на двоих - первым предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: «К сожалению, мне пора».

Уходя из-за стола, прощаются с остающимися («Спасибо за компанию», «Приятного аппетита»), на что те кивают головой или благодарят за приятно проведенное время.

 

Кинотеатр, вернисаж

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кино-бич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует грызть громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух, словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

 

Вернисаж

Вернисаж, т.е. открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае если художник вам лично не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

 

Театр

В театр лучше приходить заранее, минут за 15-20 до начала спектакля, чтобы было время спокойно раздеться, привести себя в порядок, купить программку, пройти на свое место. Приходя на спектакль в последнюю минуту, опоздавший мешает тем, кто уже занял свои места. Конечно, кто-то должен быть последним, но нужно стараться, чтобы ими не были именно вы.

Войдя в фойе, мужчина снимает головной убор, а при выходе надевает его в дверях. В гардеробе помогает спутнице снять пальто или плащ, и только потом раздевается сам.

Более естественно с анатомической точки зрения проходить на свое место спиной к сидящим, потому что легче обойти их колени, но более вежливо - проходить лицом к сидящим. Вежливость не всегда полностью совпадает с удобством. Нелишне принести извинения за беспокойство.

Женщина проходит первой, но если таким образом она окажется слева от мужчины, то, дойдя до своего места, она не садится на него, а занимает то, которое окажется справа от партнера. Весьма желательно, чтобы мужчина придержал откидной стул, на который должна сесть его спутница.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих за ней, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», - головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически, тем более что уж это сооружение снять невозможно. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно учитывать этот момент.

Если в зрительном зале усаживаются две пары, женщины сидят в центре, мужчины по обеим сторонам. В ложе впереди сидят женщины, за ними мужчины. Но поскольку из ложи вообще не очень хорошо видно, особенно в задних рядах, женщины должны так усаживаться, чтобы дать возможность мужчинам видеть сцену.

Если вы встретили в театре знакомую или знакомого и захотели сесть вместе, можно своему ближайшему соседу предложить поменяться местами, но только на место равноценное или лучшее.

Влюбленным не следует сидеть в театре со склоненными друг к другу головами - это причиняет неудобства сидящим позади. Не следует злоупотреблять нежностями: не заставляйте окружающих распыляться и быть свидетелями сразу двух действий, происходящих на сцене и в зрительном зале.

В обязанности мужчины, пришедшего в театр с женщиной, входит купить программу и передать ее спутнице. Если вы этого не успели перед спектаклем, можно ненадолго попросить программу у сидящего рядом соседа (желательно это сделать после того, как вы уточните, что хозяин программы ее уже просмотрел).

Прежде существовал обычай покупать даме конфеты, теперь это, как правило, делается только в случае, если места находятся отдельно, в ложе. Вообще же лучше вовсе не приносить в зрительный зал кулечки или коробки с конфетами: всегда есть возможность во время антракта угостить спутницу в буфете. Женщина, отправляясь в театр, не должна злоупотреблять духами. Рядом могут оказаться люди, чувствительные к запахам.

Если простуженный человек собрался в театр, ему еще дома следует принять таблетку от кашля и взять лишнюю с собой, чтобы принять ее во время спектакля. Громкий кашель мешает не только зрителям, но и актерам.

Никаких громких комментариев или замечаний вполголоса во время спектакля делать не следует. Поговорить можно во время антракта, но и тогда не слишком громко.

Не кричите «бис» после конца действия - «бис» кричат на концерте, там, где можно повторить арию или танец. «Бис» - это просьба к артистам повторить то, что они показали.

Тем, кто пользуется биноклем, стоит помнить о том, что его назначение - помогать зрителю лучше видеть сцену, а не разглядывать своих соседей по залу.

Из зрительного зала никогда не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие и актеры не вышли поклониться. Не обязательно восторженно аплодировать после неважного спектакля; но ведь мы, всякий раз побывав в гостях, прощаемся с хозяйкой?

 

Этикет в самолёте: воздушный этикет.

Люди, часто летающие на самолетах, всегда жалуются, что семьи с детьми создают ужасный дискомфорт в полете. Дети кричат, пинают кресло, раскидывают по полу свои игрушки и еду и вообще плохо себя ведут. Однако, практика показывает, что эти же «взрослые» сами частенько выходят за рамки дозволенного или уж по крайней мере приличного. Особенно это касается пассажиров бизнес-класса. Похоже тяжесть осознания того, что как ни плати все равно приходится летать по тому же воздуху, что и все остальные (впрочем, как и ездить по тем же дорогам), открывает просторы для неземной фантазии. Например, недавно двое пассажиров занялись в салоне бизнес-класса любовью. Опасность заключалась в том, что сам командир экипажа, бросив штурвал, пришел смотреть на этот цирк. Уговоры в воздухе не подействовали и только земной суд, приговоривший обоих к огромному штрафу, и плюс увольнение со службы оставят неизгладимое впечатление от этого путешествия. Это очень дорогой тариф авиабилета...

Существует небольшой набор правил поведения в самолетах, единый для всего мира. Некоторые пункты из этого перечня могут показаться наивными, но именно с ними почему-то возникают серьезные проблемы. В любом случае это должен знать каждый путешественник.

Вес ручной клади ограничен, но не ограничены габариты. Не берите с собой в салон крупногабаритные предметы. Надутый матрас, удовлетворяя критериям по весу, все же создаст некоторое неудобство.

Храните ручную кладь в верхнем отсеке, расположенном непосредственно над вашим посадочным местом. Если все же требуется еще некоторое пространство для вашей ручной клади, подождите пока закроются двери салона, тогда вы будете уверены, что все пассажиры заняли свои места, и найдите свободное место в отделении для ручной клади.

Положите ваш жакет или пальто поверх своей ручной клади, а не рядом. Иначе это может занять место соседа. Занимайте место в соответствии с номером указанным на посадочном талоне. Вы можете пересесть на другое свободное место если видите, что все пассажиры заняли свои места и есть свободные кресла.

Если вы путешествуете один и вас просят поменяться местами, чтобы присоединиться к семейству, всегда помните, что вы тоже когда-нибудь можете обратиться с такой просьбой.

Запомните - в замкнутом пространстве самолета людей раздражает все, что не делают они сами - слушаете ли вы плеер, работаете на ноутбуке, пишете документы... Иногда это приводит к скандалам.

Не откидывайте спинку кресла полностью. Правда, иногда это хороший способ бороться с непослушными детьми.

Существует серьезная проблема - многие пассажиры снимают в полете свои туфли, со всеми вытекающими отсюда последствиями для их соседей и, порой, не только соседей. Поступая так, берите с собой легкие тапочки. Уважайте людей.

Не утомляйте людей разговорами.

Вставая, не цепляйтесь за спинку кресла находящегося впереди вас. Вы можете разбудить спящего там человека, который долгое время старался заснуть, чтобы легко перенести полет.

Следите за собой. Иногда, задумываясь, человек начинает постукивать ногой по находящемуся впереди него креслу. Это раздражает сидящего на нем человека.

Не разговаривайте с товарищем, стоя в проходе - вы мешаете находящимся рядом пассажирам.

Не оставляйте в проходе свои вещи. Или тогда не ворчите, что стюардесса долго не приходит к вам.

Будьте осторожны с подносами с едой и горячими напитками. Осторожно открывайте контейнер с салатом, приправой и напитками.

Если же вы испачкали костюм соседа, извинитесь и предложите оплатить химчистку.

Туалет в самолете - это не будуар или раздевалка. Будьте быстры и не оставляйте после себя грязь.

Помните, что воздействие алкоголя усиливается на высоте. Знайте меру.

Самолет - не ваш офис. Раскиданные бумаги создадут дискомфорт для других пассажиров.

Осторожно открывайте дверцу отсека для ручной клади, расположенную над креслом. От вибраций в течение полета вещи могут менять свое местоположение и резко открыв отделение, вы не сможете их поймать, отчего пострадает сидящий пассажир.

Не задерживайтесь на выходе, высматривая встречающих вас людей, освободите проход для других.

 

 

Источник: http://www.etiket.ru