Концепция
Выпуск №1
  • <
  • 7 
  • 6 
  • 5 
  • 4 
  • 3 
  • 2 
  • 1 
  • >

Типы отношения людей к одежде

 

 

Типы отношения людей к одежде

 

- У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?

- Да. В платье.

- Очень разумно! Любовь без страха и без трудностей.

- Такой не бывает.

- Нет. Бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, любви к самому себе.

 

Ремарк, Жизнь взаймы.

 

Каждый человек так или иначе относится к своей и чужой одежде, и это отношение варьируется от глубокого интереса до почти полного безразличия.

Для начала предлагаем читателям оценить меру своего пристрастия к модной одежде с помощью небольшого опросника.

 

Опросник. Отношение к моде 

Инструкция: «Выберите один из трех предложенных на каждый вопрос ответов лишь один и обведите его кружком».

1.  Если бы вам удалось выиграть некоторую сумму денег, ассигнованную исключительно на покупку предметов одежды, какими соображениями Вы бы руководствовались, чтобы ее истратить?

А. Купили бы, наконец, полный гардероб.

В. Постарались бы как можно быстрее отделаться от утомительной суеты покупок.

С. Купили бы самые изящные, прочные и надежные вещи, чтобы много лет не испытывать затруднений с одеждой, если уж представился такой счастливый случай.

2. Каковы, по-Вашему, наиболее характерные особенности действительно хорошей одежды?

А. Изысканный материал, элегантный крой.

В. Это такая вещь, которая вызывает зависть у всех и везде, где в ней только ни появись.

С. Это вещь, в наибольшей степени подчеркивающая мои достоинства.

3. Откуда Вы узнаете, что сейчас модно?

А. Отправляюсь в какое-нибудь шикарное место и внимательно всех рассматриваю.

В. Смотрю, что носят мои знакомые.

С. Не имею представления, но ведь совершенно вышедшие из моды вещи не продают.

4. Придерживаетесь ли Вы любимого фасона, самым выгодным образом оттеняющего особенности Вашей фигуры, если он даже и не слишком моден?

А. При любых обстоятельствах.

В. Нет, так как если что-то выходит из моды, то уже перестает мне нравится.

С. Пока у меня есть старая вещь, ношу ее, а новую того же фасона не покупаю.

5. Есть ли верхняя возрастная граница в стремлении модно одеваться?

А. Да, есть: мода - только для молодых.

В. Нет, в большей или меньшей степени каждый возраст находит свою моду.

С. Есть и мода для пожилых, однако это не подлинная мода, действительно хорошие вещи смотрятся только на молодых.

6. Что должно произойти, чтобы Вы надели полностью вышедшую из моды вещь?

А. Если мне холодно, а ничего другого под рукой нет.

В. Если нет денег.

С. Если она мне нравится, то я надену ее.

7. Как Вы подбираете вещи (приобретаете их)?

А. Покупаете везде, где только хорошая вещь попадется.

В. Шьете себе сами или на заказ.

С. Как придется, определенного способа нет.

8. Почему так, а не иначе Вы их приобретаете?

А. Так проще всего.

В. Так дешевле обходится.

С. Так я приобретаю самые лучшие вещи.

9. Бывает ли так, что раньше Вам не нравился какой-то цвет или фасон, но когда это входит в моду, Вы меняете свое мнение?

А. Не бывало еще такого!

В. Часто.

С. Был такой случай.

10. Возмущаетесь ли Вы иногда каким-либо явлениям в моде?

А. К сожалению, много находится такого, чем Вы просто вынуждены возмущаться.

В. Не возмущаетесь, просто не нравится.

С. Не очень, едва ли.

11. Наденете ли Вы какую-нибудь крайне неудобную одежду, обувь, если она очень нравится Вам?

А. Только не я.

В. Конечно!

С. Только в том случае, если мне очень бы хотелось выглядеть особенно привлекательно.

12. Что Вы считаете модным?

А. Что носят все, или, иными словами, чем полны витрины.

В. То, что вижу в модных журналах.

С. Модно все, что хорошо сидит.

13. Храните ли вы вышедшие из моды вещи?

А. Конечно: ведь они когда-нибудь снова войдут в моду.

В. Я не собираю всякий хлам.

С. Да, их хорошо носить дома.

 

1

А=10

В=0

С=4

2

А=7

В=9

С=6

3

А=10

В=4

С=1

4

А=2

В=9

С=6

5

А=6

В=5

С=8

6

А=7

В=10

С=3

7

А=0

В=0

С=0

8

А=5

В=2

С=9

9

А=0

В=9

С=5

10

А=1

В=5

С=10

11

А=3

В=10

С=7

12

А=5

В=10

С=2

13

А=4

В=10

С=0

 

 А теперь посмотрим, что у нас получилось. Для этого подсчитаем сумму полученных баллов, исходя из очков по ответам на вопросы:

Если вы получили результат ниже 50 очков. Вы - сама стойкость и постоянство. Мода проходит, меняются модницы, а ваша наружность и манера одеваться не изменяются. Ваша мода - Ваша собственность, она отражает не смену идущих лет, а Вашу индивидуальность. У Вас нет времени, а главное желания приноравливаться к другим представлениям. Таким образом, Вы всегда в определенной степени удовлетворены, но возможно, не будет бедой, если Вы иногда чуть-чуть «встряхнетесь», вдохновитесь изменчивой модой?

От 51 до 80 очков. Вы представляете собой «золотую середину». Вы не равнодушны к тому, что диктует мода, радуетесь, если ее идеи хороши, но никогда не забываете о своих объективных данных и принимаете моду лишь в том случае, если она Вам подходит. Таким образом, Ваша внешность всегда индивидуальна, выигрышна и в тоже время меняется и всегда выглядит модной. Вы любите хорошо одеваться, но это лишь приятно украшает Вашу жизнь, и Вы далеки от того, чтобы делать это главной задачей своей жизни.

Свыше 80 очков. Мода - это хорошая игра, не так ли? Вы восхищаетесь каждым поворотом ее и охотно поддаетесь всем ее капризам. Вы всегда выглядите, как живая картинка из журнала мод. Вашим знакомым не нужно просматривать самые свежие каталоги: они все могут прочесть по Вашим вещам. Для Вас это первоочередная задача, но результат оправдывает потраченные усилия. Глядя в зеркало или в глаза друг друга, Вы испытываете полное удовлетворение. Все это вещи, конечно, приятные, но следует кое-что взвесить: действительно ли именно с Вас снята модная картинка, которую Вы из себя сделали?

Отношение к моде - это лишь часть общего отношения к одежде, которое формируется в результате воспитания и жизни в определенных социально-культурных условиях, под влиянием современной моды и связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, художественными способностями).

Отношение к одежде определяется взглядами человека и его потребностями, оно меняется во времени и по мере изменения внешности и личности с возрастом. Можно выделить 12 типов отношения к одежде, исходя из главной потребности, которую удовлетворяет человек с ее помощью.

Отношение к одежде свидетельствует о ведущих потребностях человека и определенным образом указывает на его психологические особенности, например, на некоторые черты характера (о чем мы подробнее расскажем чуть ниже). Большинство людей довольно определенно указывают у себя доминирующий тип отношения к одежде и еще 2-3 дополнительных, которые могут встречаться реже или встречаются только в определенных ситуациях.

Предлагаем читателю, прочитав, нижеследующую типологию, отметить, какой тип отношения к одежде преобладает у Вас.

 

Эстетический 

Одежда человека такого типа в первую очередь должна удовлетворять эстетическую потребность и потребность в самосовершенствовании. Женщина или мужчина такого типа никогда не позволит себе выглядеть ниже собственного представления об элегантности и гармонии. Предпочтение отдается классическому и романтическому стилям, неярким расцветкам и матовым тканям.

Покупки делаются очень тщательно, все подбирается по пропорциям и цветовой гамме. Эстет не носит кричащих аксессуаров и ярких крупных украшений. Строгий вкус чувствуется не только в нарядной и повседневной, но и в одежде для дома и спорта.

Эстетически утонченные натуры получают истинное наслаждение от красивых и элегантных изделий. Они часто посещают показы мод, салоны ведущих модельеров и модные магазины, но интерес к моде у них относителен, для себя выбирают лишь то, что соответствует собственной внешности и вкусу. Эстеты склонны, если позволяют средства, одеваться у собственного модельера, при этом для них важно качество кроя и пошива изделия. Эстетический критерий обгоняет оценку престижности, дороговизны и другие параметры.

Эстетический тип отношения к одежде встречается среди представителей самых разных специальностей, хотя логично предполагать их большее количество среди профессиональных дизайнеров одежды, портных, художников широкого профиля, артистов и т.д. Однако наши наблюдения показывают, что развитые эстетические потребности встречаются у людей самых разных профессий вне зависимости от возраста.

Женщины чаще, чем мужчины, называют эстетический критерий главным в выборе одежды. По результатам нашего опроса, 23% молодых женщин (в возрасте 20-25 лет) можно отнести к данному типу отношения к одежде.

 

Рациональный

Для такого человека главное в одежде практичность, добротность и функциональность. Зачастую гардероб продумывается до мелочей, состоит из ограниченного количества вещей, лишнего в нем просто нет. Одежда реализует потребность в подготовленности. Все рационально, практично и не случайно, что соответствует системе взглядов. Покупки носят плановый характер, тщательно обдумываются за несколько месяцев или накануне сезона.

Человек такого типа тяготеет к классическому стилю, практичным фасонам, крепким, не мнущимся и немарким тканям. При выборе цвета предпочтение отдается практичной цветовой гамме, средним и темным оттенкам. Совершая покупку, человек тщательно продумывает вопрос восстановления вида данной одежды во время носки, возможность стирок и химчисток. Рационалисты часто шьют и вяжут сами из-за соображений экономии и практичности, однако экономить на покупке нужной одежды они не будут и точно все рассчитают. Если есть уверенность, что дорогая вещь прослужит долго и тем самым окупит себя, то деньги на ее покупку могут копиться.

Одежда и в самом деле носится долго, иногда десятилетиями, следовательно, в гардеробе есть немодные изделия, если ткань еще не выношена. Вещи могут неоднократно перекраиваться и переделываться на себя, а затем - детям, свитера перевязываться.

Человек с рациональным отношением к одежде предпочитает брать на прокат изделия для особо торжественных случаев и не комплексует в изделии с чужого плеча. На сезон шьется, как правило, один костюм или платье из практичной и ноской такни, которое в конце сезона подлежит бережному восстановлению.

 В нашей стране можно предположить определенную долю женщин-рационалисток из-за умеренных доходов основной части населения, специфики нашего менталитета, практичности старшего поколения, пережившего военные лишения, а также условий российской жизни. В русской глубинке большинство женщин старшего поколения тяготеют к такому отношению к одежде.

Доля рационалистов в разных культурах различна и связана с национальными традициями. Например, общеизвестна практичность жителей Прибалтийских государств. Многие, видимо, обратили внимание на практичные традиции японцев. Например, в Японии общепринято, вне зависимости от материального состояния семьи, брать напрокат свадебное кимоно на два часа свадебной церемонии. В России же всегда было принято делать невестам дорогие (и непрактичные из-за своего одноразового использования) свадебные наряды. Прокат свадебной одежды не принят, люди предпочитают делать долги, но наряжать жениха и невесту. Хотя современное расслоение общества и меняет отношение к этому вопросу.

Результаты нашего опроса показывают, что лишь 25% молодых женщин отмечают у себя рациональное отношение к одежде.

 

Эксклюзивный 

Одежда таких людей реализует их потребности в творческом самовыражении, самоутверждении и персонализации (быть личностью). Признается только собственный и отличный от других образ. Эксклюзивность достигается неповторимостью изделия, сложностью кроя и технологии пошива, редкостью ткани. Предпочитаемые модели всегда куплены ли они от известного модельера, созданы ли самостоятельно - не повторяют никого.

Женщины и (реже) мужчины ценят элементы ручной работы: ткачества, росписи по ткани, вышивки и другие отделки (даже если это очень дорого и не очень в моде). Утверждая, свою эксклюзивность в одежде, они как бы демонстрируют самим себе свою исключительность, которая и не может быть понята всеми.

Эксклюзивная одежда может не привлекать к себе внимания, она скорее коллекционный экземпляр для ценителя, чем информация для широкой публики. Будучи внешне неяркой, скромной, она достаточно дорога из-за большого процента ручной работы.

Результаты опроса показали, что лишь 16% молодых женщин отмечают у себя такое отношение к одежде.   

 

Престижный

Такие люди стремятся показать свое социальное и материальное положение, одеваясь в дорогие выполненные престижными фирмами или модельерами изделия, которые обязательно должны иметь соответствующие фирменные знаки. Они никогда не шьют сами.

Выбирается дорогая одежда, она должна стоить столько, чтобы быть доступной только избранным, выглядеть очень дорого и роскошно. Она должна информировать окружающих о высоком социальном статусе носящего ее, о богатстве. Если в одежде это явно не читается - ее перестанут надевать. Женщина такого типа потратит лишние деньги  на модное изделие, но купит его в самом престижном и дорогом магазине. Отношение к другим людям тоже «по одежке».

Демонстрация своего престижного положения, материального достатка не всегда свойственна реально очень богатым людям и даже, наоборот, во многих странах Европы и в Америке среди современных миллионеров считается просто неприличным одеваться отлично от рядового гражданина.

Откровенно демонстрируя свой высокий социальный статус и финансовое положение, человек реализует потребность в самоутверждении своего «Я». Такие люди имеют дорогую и модную одежду больше реально необходимого количества. В их гардеробе может находиться такое количество шуб и костюмов, что многие изделия могут надеваться всего один раз в жизни, а другие просто наполняют шкаф. Большой шкаф-купе или целая гардеробная комната могут открываться гостям, а цена отдельных вещей становится достоянием собравшихся. Такие гардеробы могут вызывать у других чувство собственной ничтожности и неполноценности, способствовать преклонению, восхищению и зависти, которые в определенной мере запланированы хозяином и радуют его. Внимательный наблюдатель заметит в этом значительное пренебрежение к людской толпе, а иногда и наличие определенной агрессивности к людям.

По результатам нашего опроса, лишь 3% опрошенных признали в себе наличие такого отношения к одежде. Но складывается впечатление, что распространенность этого типа более значительна, а процент ответов низок из-за некоторого отрицательного отношения к «вещизму», энергично воспитанного за годы социализма.

 

Одержимый 

Желание иметь все новую и новую одежду удовлетворяет чрезвычайно-развитые потребности в новых впечатлениях и потреблениях. Новые вещи порождают положительные эмоции, покупается много и часто, все, что нравится, что дешево и доступно. Гардероб расширен без всякой меры, но одеть всегда нечего, так как вещи плохо комплектуются, часто не сочетаются одна с другой.

Нравится все, что ново, модно, ярко, необычно. Моральный износ вещи наступает быстро, как только притупляется ощущение новизны, поэтому после недолгой носки вещь оседает балластом в гардеробе. Женщины и мужчины такого типа тратят много денег на новую одежду и ткани, но в силу недостаточной функциональности приобретаемых вещей и чаще невысокого вкуса гардероб их всегда не устраивает, и они часто недовольны тем, как одеты.

Люди такого типа хотели бы одеться хорошо, это одеждоманы, которые все время ищут «свою» одежду, но из-за лишней поспешности в приобретении и ориентации на сиюминутные эмоции, им не удается достичь гармонично-эстетичного вида.

По результатам нашего опроса, 10% женщин отметили, что им свойственен данный тип отношения к одежде.

 

Неуверенный

Человек, который никогда не знает, как следует одеваться, что следует покупать. Проблемы с гардеробом заставляют искать помощников среди людей или в литературе. Такой человек всегда долго колеблется в выборе фасона, модели, ткани, цвета, а совершив выбор, часто приходит к выводу о его ошибочности.

У таких людей, как правило, повышена тревожность и развиты различные комплексы неполноценности и некрасивости. Одеваются они «не для того чтобы, а затем как бы чего». За неуверенностью часто спрятаны бессознательные страхи. Одежда оказывается предметом серьезных переживаний.

Главная потребность - потребность безопасности и самосохранения, покоя от отрицательных переживаний и стрессов. Поэтому такие люди очень нуждаются в авторитетном консультанте по поводу одежды, а зачастую и в помощи психолога.

Как бы такая женщина ни была одета, она не любит быть в центре внимания. Если ей делают комплимент, это вызывает не радость, а подозрение в неискренности. Говорят, что «отлично» - ей кажется, что это «все равно недостаточно хорошо», если «нормально» - то «это точно плохо»!

Такие люди не носят дорогую одежду, а также особо модную, авангардную, яркую, престижную. Из-за внутренней неуверенности в себе такая женщина достаточно часто по сравнению, например, с рационалисткой будет приобретать себе одежду, но практически всегда будет сомневаться в правильности своего выбора.

10% женщин отмечают у себя неуверенность как выраженный тип отношения к одежде.   

 

Стандартный

При таком отношении максимально удовлетворяется потребность в принадлежности к большинству и нравственная потребность. Человек, стремящийся быть «как все», во всем и одежде старается соответствовать общепринятым нормам. Такая женщина - это образец среднестатистического значения моды и манеры ношения одежды в данном обществе.

Внимательное отношение к общепринятым проявлениям моды делает таких людей основными потребителями ширпотреба, избегающими крайностей и авангардизма. Для них важно, чтобы окружающие принимали их как своих. По-своему они стараются следить за модой и готовы носить даже не очень удобные вещи или то, что им не совсем идет, если это принято большинством вокруг. Мода для них - это мода золотой середины.

Интересно, что среди молодых женщин, по результатам нашего опроса, только 4 % признали у себя данный тип отношения к одежде.  

 

Выделяющийся

Такая женщина предпочитает остро модную, а иногда слишком своеобразную, или немного странную одежду. Выбираются вычурные, необычные фасоны, своеобразные, крикливые и яркие аксессуары и ткани. Все это явно связано с потребностью быть личностью, в общении и самоутверждении, с повышенным притязанием на значимость в глазах других людей.

Экстравагантность в одежде часто продолжается в поведении и связана с особенностями характера человека. Такие люди всегда следят за модой, часто не совсем критично соотнося ее со своей внешностью. Для них физически не приемлемо появляться в одной вещи там, где их уже видели, а также носить немодные, общераспространенные и слишком скромные изделия.

Люди такого типа отличаются еще и особенностями в манере ношения одежды, подборе изделий в комплекте. Им часто свойственен максимализм в использовании модных деталей, например, вещи экстремальной длины либо очень короткие, либо очень длинные, но не так, как у всех. Разрезы в одежде такой женщины подчас чересчур откровенны и могут вызвать осуждение у моралисток, чулки необычной фактуры, яркие и экзотические и т.д.

Предпочитаются яркие, часто кричащие цвета и необычные, иногда абсурдные цветовые сочетания. В костюме может быть ряд противоречий и немного дисбаланса, который бросается в глаза.

Стремление привлекать внимание, выделяться из толпы приводит к тому, что такие люди первыми выносят моду на улицу, они открыты ко всему новому и необычному, используют крайний авангард, стремятся опередить других. Часто меняют гардероб.

Выделяющимся присуще чувство остроты моды, и неслучайно их много среди профессиональных моделей-демонстраторов одежды.

По данным нашего опроса, около 15% женщин находят в себе такой тип отношения к одежде.   

 

Безразличный

Такое отношение чаще встречается у людей пожилого возраста, либо при особых состояниях (горе, депрессия, глубокая погруженность в работу и т.д.). Они испытывают потребность в отдыхе и восстановлении сил. Среди опрошенных нами молодых женщин тип безразличного отношения к одежде практически не встречается (1,5%).

Проявляется в однообразии и консерватизме стиля одежды, предпочтении темных тонов. Часто одежду донашивают до значительного физического износа, надевают то, что им дают другие, и могут безболезненно использовать чужую одежду. Могут носить несоответствующую их размеру одежду, мало обращают внимание на состояние чистоты и аккуратности, игнорируют моду.

Процент таких женщин достаточно велик среди пенсионерок, что усугубляется невозможностью приобретения новых изделий, возрастными проблемами и болезнями, а также потерей ощущения своей принадлежности к женскому полу.

Безразличие к одежде у женщин более молодого возраста говорит о потере интереса к тому впечатлению, которое они производят на других, и, как правило, связано с глубокими психологическими проблемами либо с некоторыми особенностями характера.

 

Аккуратный

Люди такого типа как бы зациклены на параметре аккуратности в одежде. Для них важно, чтобы одежда была безупречно сшита, аккуратно отстрочены все швы и детали, все пуговички пришиты и застегнуты. Повышены требования к чистоте и отутюженности изделия. При этом неважно, модное изделие или нет, старое или новое, подходящее или не очень. Малейшие отклонения от высокоопрятного вида (пятна, помятость, спуск петель в ткани) портят настроение на несколько дней, даже после их исправления.

Аккуралисты не позволят себе иметь в шкафу помятые или не приведенные в порядок вещи.

В основе данного типа лежат потребности в самоутверждении, престиже и эстетика, а ее болезненная гипертрофированность приводит к определенной одеждочистомании.

По результатам нашего опроса, 3% женщин говорят о развитии у себя этого типа отношения к одежде как доминантного.

 

Комфортный

При данном типе отношения центральным является психофизиологическая  комфортность. Главное, чтобы было удобно и на физиологическом уровне (не стесняло, не жало, было в меру тепло и мягко), и на психологическом (не бросалось в глаза и было прилично ситуации и обществу). Одежда таких людей, в первую очередь, должна отвечать потребностям в регуляции оптимальных состояний тела, в отдыхе и восстановлении сил.

Одежда не должна причинять ни малейшего неудобства и максимально способствовать отдыху и восстановлению сил человека.

Большинство женщин указывают, что данный тип отношения устойчиво доминирует в домашней одежде, одежде для физической работы и спорта. Однако определенный процент отвечающих (около 5%) отмечают данный тип как доминантный в отношении к одежде вообще.

 

Гармоничный

Это женщина, в жизни которой одежда занимает адекватное место, разумно удовлетворяя всю совокупность эстетических и утилитарных потребностей.

Такое отношение связано с высокой самооценкой, хорошей адаптацией к социальной среде и уверенностью в себе. Женщина такого типа интересуется модой, знает, что ей необходимо, и умеет отобрать не просто подходящую одежду, но и позволяющую достичь желаемого эффекта в общении с другими людьми.

Представительницы этого типа имеют свой индивидуальный стиль и владеют искусством формирования нужного имиджа. Они не боятся экспериментировать и не страшатся ошибок. А самое главное: одежда создана для них, а не они для нее.

Гармоничная женщина владеет секретами управления социальным эффектом, знает и предвидит отношение окружающих. Данный тип отношения как никакой другой способствует женскому счастью.

Многие женщины стремятся достичь его, и мы надеемся, что эта книга поможет им приблизиться к данной цели.

 

 

Сестры Сорины. Язык одежды: как понять человека по его одежде. - Луганск: Глобус, 1999. - 194 с.