Концепция
Выпуск №7
  • <
  • 7 
  • 6 
  • 5 
  • 4 
  • 3 
  • 2 
  • 1 
  • >

Концепция журнала

 

 

Личность

 

Никто не станет отрицать необходимость всестороннего развития человека. Как правило, большинство из нас прекрасно представляют собственный путь развития и действуют в соответствии со своей системой ценностей, представлениями о жизни, судьбе, имеющимися задатками, талантами и желаниями. Однако часто возникают ситуации, при которых самореализация идет не теми темпами, которыми хотелось бы, либо вообще стопорится. Как результат, перед каждым из нас рано или поздно встает непростая задача – систематизация знаний, навыков, методов и технологий развития личности в соответствии с требованиями нового времени и фундаментальных основ природы человека.

Если суммировать все основополагающие вопросы жизнедеятельности, то их можно обозначить тремя простыми фразами: «кем быть», «что делать», «что иметь». Большинство людей на этой планете мечтают о многом, как правило, о владении определенными материальными ресурсами и ценностями. Но лишь немногие могут признать, что размеры этих владений абсолютно пропорциональны размерам и масштабам личности человека. Чем больше вы «растете», тем шире становится ваш личный универсум и тем шире становится ваша область контроля. Именно поэтому, из списка вопросов: кем быть, что делать, что иметь, стержневым и краеугольным является первый. От него зависит реализация всего остального и именно ему посвящен журнал khuka.com.

Во все времена человечество имело преходящие и непреходящие ценности в вопросах становления личности, и, в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, эти ценности пересматривались, корректировались, систематизировались, складывая накопленный опыт в виде науки, искусства, политики, и всего того, что сегодня принято называть общественным бытием и общественным сознанием. Каждая историческая эпоха предъявляет свои требования к формированию личности человека. Если раньше они сохраняли свою актуальность на протяжении столетий, то сейчас корректируются каждую декаду. В конце 90-х, начале «нулевых» одним из идеалов мужчины являлся образ «метросексуала». По большей части он являлся отголоском сытого докризисного времени, периода относительной стабильности и несокрушимости всеобщего глобального благоденствия.

Феерический рост мировой экономики на протяжении последних нескольких десятилетий напрочь отбил у определенной части сильной половины человечества желание проявлять свои мужские качества, что и вылилось, в конечном счете, в подражании женских начал. Немногочисленная группа антагонистов «ретросексуалов» пыталась вернуть утерянные исконно мужские качества, но их модель не получила столь широкого распространения. Позднее появилась золотая середина между первым и вторым – убера (уберасексуал). Но и он, на наш взгляд не совершенен, хотя само стремление заложено в природе человека. Люди тысячелетиями стремились найти философские камни, открыть секрет долголетия, стремились найти идеал, олицетворяющий пик эволюции и развития. И мировая художественная культура в этом отношении преисполнена шедеврами, более чем являющимися тому подтверждением.

Общественное сознание, воплощенное в литературе, науке, живописи, философии, музыке не единожды говорила о том, что нет смысла проводить жесткую, граничащую с насилием, градацию между различными идеями, моделями общественного и, как результат, личностного развития. Однако общественное бытие в лице концепции политического реализма без лишних эмоций смотрело на эти четные попытки и молча создавала мировую историю через войны и конфликты, утверждая и подтверждая в головах людей незыблемость первичных законов человечества о «выживании сильнейшего» и других. В этой связи, в сознании человека отдельно встает проблема соотношения требований материального обеспечения и сохранности своей личности, семьи, общества, нации с одной стороны и развитием науки, искусства, литературы, философии с другой. Но об этом, уже непосредственно на страницах нашего журнала. 

Вопрос о развитии личности крайне разнообразен и противоречив. В книжных магазинах, интернете имеется огромное количество литературы, посвященной саморазвитию, затрагивая где-то более общие вопросы, где-то более частные. Не обременяет себя в этом отношении и академическая наука. Психология, социология и иные дисциплины достаточно серьезно относятся к этой проблеме. Например, в учебном пособии «Конфликтология» доктора философских наук Е.М. Бобосова есть четкое и ясное определение, которое гласит, что «личность» – есть устойчивая совокупность социально значимых качеств, присущих человеку как социальному существу, представляющая собой продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений и деятельности. Это одно из многих определений, но суть одна – совокупность социально значимых качеств. Журнал khuka.com предлагает к рассмотрению свою версию этого вопроса, исходя из той идеи, что каждый из нас уже сформированная личность, индивидуальность с характерными и присущими только ему особенностями, и каждый вправе сам определять, какое видение ему предпочтительнее.

Сильный может защитить себя, самый сильный защищает других. Если в 80-е, 90-е, «нулевые» главенствующим фактором мотивации собственного развития являлось обеспечение, как правило, материальных потребностей, достижение которых и было основным фактором оценки успешности человека, его социальной роли, то со второго десятилетия XXI века жестко встала необходимость не только «защищать себя», но и «защищать других». Каким образом? Еще 30-40 лет назад большинство стран мира не были столь зависимы друг от друга, а люди, живущие в этих странах, как правило, не соотносили свою жизнь с теми, кто формирует региональную и мировую политику. А поскольку процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации с каждым днем ускоряется, необходимость учитывать глобальные трансформационные процессы ложится не только на плечи мировых политиков, но и рядовых граждан, потому, как весь мир живет по одним и тем же законам, одним и тем же правилам поведения.

Масштабы различные, но суть та же. Отсюда следует, что в процессе жизнедеятельности ключевыми для человека становятся такие понятия, как «системное мышление» «аналитика», «дальновидность». Все три тесно взаимосвязаны друг с другом. Аналитический склад ума присущ не каждому человеку, но развить в себе аналитические способности может любой. Превалирование разума над эмоциями, логики над спонтанностью, организованного над хаотичным, – вот его основные черты. Дальновидность есть предусмотрительность, способность предвидеть последствия. Если разбить это определение на составляющие, то смеем предположить «способность предвидеть последствия на основе произведения деятельности системного мышления и аналитического склада ума с базисными законами и факторами развития того или иного общества, государства, мира в целом». Вот некоторые примеры факторов такого развития, характерных для XXI века.

1.                 Si vis pacem, para bellum – хочешь мира – готовься к войне.

Если какое-либо государство видит, что его сосед готов к конструктивному диалогу, но при этом постоянно находится в полной боевой готовности, следит в оба глаза за словами и действиями своего «партнера», и при этом готов в любой момент наплевать на нормы международного права и молниеносно нанести превентивный удар, то небо над головой будет таким мирным и разноцветным, каким его не видели сторонники Тимати Лири в 60-х годах. А теперь перенесем этот закон международных отношений №1 на межличностный уровень.

2.                 Концепция необходимости конфликтологической разрядки.

Конфликты и войны – внутренний котел развития любой системы международных отношений, средство от стагнации и упадка. Как ни страшно это звучит, но воспринимать их следует, как норму. С определенной цикличностью они порождают качественно новую, а значит и более жизнестойкую, систему, способную справиться с вызовами нового времени. XXI век – эпоха краткосрочных локальных войн. Наличие регулярных, мелких расколов лучше, чем один, но глобальный, как это было в период «холодной войны». На межличностном уровне это означает необходимость в целях развития отношений воспринимать ссоры как нормальный, естественный способ укрепления и обновления связей. 

3.              Изменение фундаментальных основ государствостроительства.

XXI век будет характеризоваться упадком Вестфальской системы международных отношений, с переходом главенствующей роли двум новым акторам мировой арены: ТНК (транснациональные корпорации) и конфедеративным союзам государств (аналогам ЕС). Хочешь завоевать мир - создавай ТНК.

4.                Изменение приоритетов в мировой политике.

Вместо гонки за ресурсами, с XXI века главенствующим приоритетом становится один из элементов классической геополитики – борьба за Lebensraum (жизненное пространство). И с каждым десятилетием, эта борьба будет становиться все жестче.

Среди оставшихся составляющих формулы «системность мышления – аналитика – дальновидность» ключевой является первая, что подразумевает необходимость слияния в одном разуме различных типов мышления, проблема соотношения которых гораздо легче решается путем слияния различных мировоззренческих установок через совмещение их «внешних оболочек». Проще говоря, следует начать комбинировать в себе те элементы, которые непосредственно влияют на формирование первого впечатления о человеке при знакомстве. Тем более что, в конечной счете, наиболее объективное мнение о вас как о человеке формируют окружающие люди. 

Первым элементом в нашем списке является вещь простая, но многие о ней забывают, или придают слишком малое значение. Пункт №1. Внешность. За первые 11 секунд знакомства с человеком мы можем судить о многом. Это так называемый «импринтинг» – моментальное запечатление определенного образа в голове. Первое впечатление по второму разу вам не произвести никогда. Всего лишь 11 секунд. Взгляд человека невольно проходит по всему телу: прическа, лицо, одежда, поза, обувь, даже состояние ногтей влияют на первое впечатление. Литературы, посвященной внешнему виду человека сегодня предостаточно, включая интернет и глянцевые журналы. Не стоит стараться в точности копировать то, что предлагают последние. Будет гораздо лучше, если вы найдете свой стиль, свою индивидуальность и будете следовать ей. А если уже нашли, то старайтесь подчеркнуть ее особенности, подчеркнуть достоинства вашей фигуры и скрыть недостатки. Не стоит копировать других, пусть другие копируют Вас. 

2-й частью первого пункта является физическое состояние вашего тела. В вопросах бизнеса и политики неотъемлемым атрибутом успеха является сила. В беседах с коллегами, руководством, с прохожими на улице, общественных местах, сами того не подразумевая, вы участвуете в переговорном процессе со своими правилами и законами, независимо от того, хотите ли вы этого или нет. В процессе этих самих «переговоров», кому легче продвигать «свою политику»: худощавому мужчине, или внушительному атлету, один внешний вид которого создает определенную тревожность от непосредственной близости с ним? За всю историю человечества, люди ценили и уважали тех, кто может дать отпор в прямом смысле это слова. Можно не согласиться, но каждый мужчина обязан быть физически развит, а женщина иметь стройную фигуру. Более того, от физического развития людей в обществе напрямую зависит генофонд нации и ее выживание в будущем. 

 Вспомним эпоху Возрождения. Великие художники, скульпторы, поэты стали воспевать Человека, его значимость, его универсальность, стали воспевать красоту его тела. В древнегреческой и древнеримской живописи, скульптуре редко где можно увидеть тучного человека с худыми плечами – большая часть людей изображена в виде могучих атлетов. И здесь необходимо отметить одну из главных проблем современного любительского бодибилдинга – тренировки, не способствующие развитию пропорционального тела. В тренажерных залах часто можно встретить людей с проработанной верхней частью тела, но при этом с худыми ногами, либо наоборот. Или вообще чрезмерная проработка одной или нескольких мышц с упущением развития «соседних», в результате чего общая картина оставляет желать лучшего. Безусловно, каждому свое, но, в конечном итоге, целью должно являться стремление к красоте, повышение жизненного тонуса и укрепление здоровья. Сложно поверить, однако людей угробивших его с помощью культуризма по всему миру гораздо больше тех, кто это здоровье обрел. Именно поэтому работать над созданием пропорционального, красивого тела необходимо крайне осторожно, ответственно и, по возможности, без использования «вспомогательных» средств. 

Колоссальные темпы урбанизации планеты требуют от современного человека иметь высокую степень готовности к любым проявлениям насилия. Конфликт, как системообразующая и неотъемлемая часть общества, имеет множество форм. Как правило, они выражаются в столкновении противоположных интересов, не способных найти компромисс. Чаще всего это случается в общественном транспорте, на улице, в местах скопления людей. Самым опасным и дезорганизующим видом насилия сегодня является терроризм. Гражданское население может стать жертвой подобных актов в любое время, в любом месте. В этой связи, каждый мужчина в целях защиты своей семьи, близких, сограждан, иностранных гостей от посягательств бандитизма, случаев терроризма, а также грамотного, адекватного поведения в условиях ЧС (пожары, наводнения, крушения транспортных средств, техногенные и иные виды катастроф, форс-мажорные ситуации и т.д.), обязан обладать бойцовскими навыками, знаниями и опытом в области выживания как в природных, так и городских условиях, постоянно проявлять бдительность в окружающем его пространстве (находящееся в поле зрения человека по мере его передвижения), быть готовым незамедлительно принять участие по устранению факторов, способных повлечь проявлению насилия, самих актов, его последствий. На сайте будут опубликовываться соответствующие статьи, объединенные рубрикой «Проект Ахиллес».         

Мы предстаем в виде ухоженного, опрятного, подтянутого человека. Что дальше? Пункт №2. Манеры, этикет, поведение. Многие скажут: «Это скучно. Картина: Англия, графства, Бэриморы, овсянки,… Пусть этим занимаются другие». И они будут правы. Большинству это не надо. Но в данном случае мы беседуем с теми, кто хочет нас услышать. Проблема современности в том, что многие неправильно трактуют слово «этикет». В их головах появляется образ человека-педанта во всех отношениях, с серьезным угрюмым лицом, бескомпромиссного и жутко тактичного. Этикет – есть совокупность правил, норм поведения, с помощью которых, так или иначе, определяется наше отношение к окружающим людям. Заметьте, не сами нормы, а наше отношение к людям, которые мы выражаем посредством этих самых правил и норм. При этом стоит помнить о том, что любая «установка» извне приобретает истинную ценность лишь в том случае, когда она становится внутренним убеждение человека. Лишь осознанное решение принять для себя некие нормы поведения принесет пользу. 

Теперь мы с вами предстаем в виде стройного, опрятного, ухоженного человека. Поняли всю значимость нормативной системы ценностей как нашей, так и иных культур и посредством ее норм проявляем то, или иное отношение к окружающим. Пункт №3. Мышление (ум и общая образованность). Практически каждый из нас является специалистом в определенной области. Проблема заключается в том, что узконаправленная специализация не способствует созданию всесторонне развитой личности. Краткий экскурс в историю. По окончании Второй мировой войны человечество совершило громадный скачок в науке, развитии ранее не ведомых областей. Вторую половину 1940-х и 1950-е принято считать периодом НТР (научно-техническая революция). Ракетостроение, атомные технологии, развитие глобальных систем связи создали потребность в узконаправленных специалистах. А теперь вспомним XIX век. Люди получали сугубо классическое образование: языки, география, богословие, музыка, философия, искусство, литература. Сегодня эти дисциплины в университетах также присутствуют, но методика преподавания иная. Раньше эти предметы преподносились как различные типы мировоззрения, сегодня же, они преподносятся, как небольшая часть образовательного процесса. Именно поэтому, всесторонне развитая личность – человек а) в равной степени владеющий как своей основной специализацией, так и многими другими дисциплинами, б) способный воспринимать их в качестве мировоззренческих установок. 

Наличием двух, трех и более дипломов сегодня мало кого удивишь. Ценность обретает не количество, а качество. На одном из светских раутов министр пропаганды и информации гитлеровской Германии доктор философии Йозеф Геббельс как-то заметил: «Если вы хотите завоевать какой-либо народ – займитесь воспитанием их детей». No comment. Каждый сознательный мужчина любого общества кроме основных видов деятельности обязан заниматься развитием науки и преподавать в высших учебных заведениях. В современных условиях жизненно необходимо среди молодых людей стать лидером и своим авторитетом, успехом в других сферах деятельности мотивировать ребят не только к изучению окружающего мира, путешествиям, стиранию границ, но и к сохранению, приумножению, развитию национальной культуры, истории, традиций, нравов, устоев своего общества. В данном случае говорим о восточнославянской православной культуре.

Нет ничего сложного в том, чтобы прочитать молодежи пару лекций в день. И этим будет решена одна из ключевых проблем современного образования – слабая ротация научных и практических кадров из одной сферы в другую, в результате которой теряется необходимая связь между практической деятельностью и ее теоретическими обобщениями. После окончания ВУЗа, практически всем молодым специалистам говорят: «Забудьте все, чему вас учили». Тогда зачем тратить пять лет? Вспомним модель жизни Западной Европы XIX века. Молодые люди с отрочества начинали работать, обретали навыки, учились какому-либо делу непосредственно в «конторе», «мануфактуре», добивались определенного успеха, открывали свое дело, развивали его и лишь затем, в возрасте 30-35 лет, «отходили от дел» и шли получать образование, потому как и деньги позволяли и статус требовал. С развитием глобального рынка эта модель видится вполне разумным решением многих проблем развития национальных экономик. Высшим пилотажем третьего пункта является открытие собственного института исследований, научно-производственных объединений. 

Мы красивы, опрятны, подтянуты, в соответствии со своими убеждениями проявляем то или иное отношение к окружающим, смело можем поддержать беседу на любую тему. Пункт №4. Финансы. Поочередное достижение финансовой защиты, безопасности и независимости должно стать одним из жизненно необходимых приоритетов развития каждого человека, каждого мужчины, каждой семьи. Этот процесс, несомненно, возможен только при наличии собственного бизнеса, конечной целью развития которого может стать строительство транснациональной корпорации с ответственной социальной политикой (формирование стабфонда компании на случай кризиса, изменений конъюнктуры рынка, перехода на новые рельсы производства, сохранение рабочих мест, не снижающийся уровень доходов, обеспечение полного соцпакета). Деньги сегодня приобрели еще одну немаловажную роль в жизни людей – они стали достаточно серьезным, если не самым главным и единственным, мерилом успеха человека. Как бы ни утверждали, что не в них сила, но именно отсутствие денег делает человека слабым и несчастным. Кризис мужества в современном мире отчетливо выражен в дефиците желаний. Так что одной из основных для нас должна стать максима: «Научитесь хотеть».

Внешность. Манеры. Мышление. Финансы. Чего-то не хватает. Сухо. Это оливье, только без майонеза. «Homo sum, humani nihil, a me alinum puto», – я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Со всеми добродетелями и недостатками, положительными и отрицательными сторонами, мы можем думать, можем творить, создавать шедевры и уничтожить все это в один миг. У нас есть многое, у нас есть свои мнения, взгляды, идеи, убеждения, ценности. Вот чего не хватает. Пункт №5. Мнения, идеи, убеждения, ценности. Как правило, они возникают у человека постепенно, по мере взросления, получения образования, приобретения социального опыта. После посещения кино, музея, театра, прочтения новой книги в голове возникают чувства, эмоции, а они рождают идеи. Религия, мораль, искусство, литература, мировая политика, даже в самых обычных житейских вещах, таких, как нарезание лука дольками или кусочками, у людей возникает немало мнений и взглядов. 

По степени распространения духовные ценности разделяются на: индивидуально-личностные, семейные, локально-групповые, сословно-классовые, национальные и общечеловеческие. Отсюда вытекает, что конечной целью любого человека по своей природе есть стремление к максимально широкому распространению «своих взглядов», «своей политики». От одного уровня к другому, от более низкого к более высокому. Если человек не ставит перед собой такой цели, то необходимо помнить, что преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого-либо одного вида ценностей чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих может превратиться в космополита или человека без Родины, чрезмерный поклонник национальных ценностей – в националиста, классовых в революционера или террориста, групповых – в маргинала или богемщика и т.д. Именно поэтому, золотой серединой среди множества моделей жизни является продвижение «собственной политики» от одного уровня к другому с сохранением чувства патриотизма и признанием концепции культурного релятивизма.

Масштабность личности человека прямо пропорциональна тому, насколько глубоко он захочет вникать в каждый компонент отдельно. Изначально следует помнить о том, что этот процесс будет сопровождаться некоторым разочарованием и «знанием того, что вы ничего не знаете». Это нормально. Так и должно быть. «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Царь Соломон, книга Екклесиаста, глава 1, стих 17-18. 

Первое десятилетие XXI века окончательно убедило нас в том, что колоссальные темпы роста урбанизации, глобализации, необходимости полной смены технологий для развития экономик каждые 10-15 лет – напрочь ломают прежние устои общества, стереотипы, нравы, традиции, нормы закона и морали, формируя тем самым качественно новый тип человека. Социальная эволюция, отождествляемая с прогрессом как бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития человека, неумолима. Именно способность смотреть на мир глазами людей разных профессий, как следствие и разных типов мировоззрения и миропонимания, в совокупности с системным развитием даст возможность получить максимально приближенную к истине трактовку этого мира, позволит менее болезненно и с большей пользой приспосабливаться под качественно новые условия жизни, успешнее реализовывать собственную внешнюю политику. В конечном итоге, эти пять пунктов, на мой взгляд, быстрее помогут некоторым добиться самой главной цели жизни человека – перевода своего имени из разряда имен собственных в разряд имен нарицательных. И в процессе этого перевода необходимо помнить всегда: правда выше закона, справедливость выше правды, милосердие выше справедливости, а выше милосердия – Любовь.